Сальвадор Дали |
Сальвадора Дали его искусство и
творческий путь.
Одни его восхваляют, другие его отрицали творчество. Сейчас,
когда искусство его стало достоянием истории, и его считают из самых загадочных
мастеров.
Детство и юность испанского художника
прошли в Фигерасе – небольшом городке неподалеку от Барселоны. К занятию
искусству Дали приобщился довольно в раннем возрасте: портреты, пейзажи, натюрморты, он писал уже в
15 – 16 лет. Это свидетельствует о его одаренности и о быстром усвоение основ
живописного ремесла.
В начале 1920 – х годов, Дали студент
Королевской художеств в Мадриде. Хотя он
не получил диплом из - за конфликта с педагогами, годы учебы в Академии прошли
не даром. Молодой художник не только совершенствует навыки живописцы и
рисовальщика. Он знакомиться с новейшими течениями, начиная от импрессионизма и
кончая кубизмом и неоклассицизмом.
Приобщившись к художественной жизни
Парижа, молодой испанец сближается с сюрреалистами. Увлеченный их необычными
идеями и произведениями, он на первых парах вновь оказывается учеником. В его
картинах таких как «Аппарат и рука», «Первые дни весны», «Мрачные игры»,
заметное влияние основоположников сюрреалистической живописи – Макса Эрнста,
Ренете Магритта, Ива Танги. Глубокое воздействие на Дали оказывают в эти годы
идеи признанного лидера сюрреалистического движения французского поэта Андре
Бетона.
Освоившись в новом художественном
окружение, живописец вскоре становиться одним из наиболее ярких представителей
сюрреализма. Стремясь подобно другим сюрреалистам воплотить некую «сверхреальность»,
находимую в подсознание человека и добавляет свое мировоззрение, не реального
«астрального» материального мира. Состояние психики, превращая в подсознание
как грезы, сновидения, галлюцинации, бред, фантазии. Дали нащупывает
собственный метод творчества. Эти принципы, сформулированные молодым
художником, и в дальнейшем составляли основу его творческого кредо. В 1960 – е
годы, беседуя с французским критиком А. Боске, художник говорил: «Моим
единственным устремлением в сфере живописи, даже до приезда в Париж, было
оптическое правдоподобие. Я всегда превозносил ультраретроградное отношение г
выразительным средствам, как они определялись Андре Бретоном. Я утверждал
продолжаю утверждать, что сюрреалистические идеи действенны только тогда, когда
они запечатлены с совершенством и в традиционной манере».
Классическим примером живописи Дали 1930
– х годов служит картина «Окрестности параноидально- критического города;
послеполуденное время на краю европейской истории». В отличие от его ранних
сюрреалистических работ здесь перед зрителем предстает не просто причудливый
пластический ребус, где зашифрованы фрейдистские символы, а своеобразный
художественный мир. Это мир по большой части конструируется из полнее привычных,
почти не измененных фрагментов реальности. Трансформируется не столько вид
предметов, сколько характер их взаимоотношений: обыденные, привычные связи рушатся,
и заменяется алогичным, абсурдным сопряжением.
Всматриваясь в его работы, изображенные предметы его необычные, и в то
же время если хорошо разглядывать, то можно увидеть какую, то схожесть из
реального мира, и все это имело объяснение, и поток времени, происходящий при
его жизни.
В увлечение Испанского сюрреалиста визуальными
парадоксами нередко можно усмотреть эффекты ради эффекта, но и в не которых
произведениях подобные приемы художественно оправданы. Такова композиция
«Метаморфоза Нарцисса» написанная на традиционную тему европейского искусства,
восходящую к античному мифу. По преданию, прекрасный юноша Нарцисс, увидел свое отражение в реке,
влюбился в него и умер от любви, а боги превратили его в цветок.
В картине Дали действие происходит в
полуфантастическом пейзаже, освещенном резким боковым красно – желтым светом.
На берегу окруженного причудливыми красновато - коричневыми скалами озера
выситься одинокая фигура склонившегося над водой юноши. Всматривается в его
прихотливо изломанную фигуру, зритель замечает, что он напоминает своими
формами кисть руки, которая держит кончиками пальцев какой – то овальный
предмет. Это догадка подтверждается художником – на берегу от изобразил
вырастающую из земли кисти руки, держащую яйцо. Её формы, словно эхо,
повторяющая очертание Нарцисса – и его фигуры, и его отражение в воде. Но это
не просто удвоенная – рука на берегу стала каменной, а из треснувшей скорлупы
яйца растет цветок нарцисса. Царящая тревожная атмосфера – создание резкой
светотени, и необычные фигуры персонажей, грозовые облака.
Метаморфоза Нарцисса 1937 |
Гражданская война 1936 – 1939 годов,
расколовшая Испания на два противоборствующих лагеря и взволновавшая весь мир,
и художник Дали пишет картину «Осенний каннибализм» выражая мнение народа. Борьбу
республиканцев и франкистов живописец представляет как взаимное пожирание двух
отвратительных чудовищ. Сам автор так комментировал заключенную в картине
мысль: « Это иберийские существа, пожирающие друг друга осенью, которые
воплощают пафос гражданской войны, рассматриваемой как феномен естественной
истории».
Осенний канибализм 1936 - 1937 |
За столом на фоне пустынного каменистого
пейзажа с теряющимися вдали крохотным белым домиком и деревьями, расположились
два растекающихся тестообразных образных монстра. Соприкасаясь мягким лишенными
лиц головами, они неторопливо поглощают друг друга с помощью ложек, вилок и
ножа. Здесь нет яростной борьбы, перед нами скорей не враги, а сотрапезники,
занимающиеся вполне естественно привычным делом.
Эти объекты сжиженной массы, окружают
обычные предметы: ящиками стола, фруктами, столовыми приборами. Анемичные
словно сонные от обильной пищи тела монстров контрастирует с их проворными, не
лишенными изяществом руками, деловито и цепко зачерпывающими пищу. Для Дали
борьба между республиканцами и франкистами – это взаимный каннибализм, где
нельзя различить жертву и агрессора, где нет правых и виноватых.
В 1940 – е годы стало началом нового этапа
творчества Дали. Перебравшись в США, и разворачивает кипучую деятельность в
разных сферах, выступает живописцем, графиком, сценографом, дизайнером,
модельером, журналистом писателем. Быстрый рост популярности Дали за океаном
его умение устраивать публичные скандалы, и художественные принципы которыми он
умело, доказывал и убеждал в своем сюрреалистическом движение, и этим он
нравился публике и зрителям.
Еще неожиданное увлечение Дали к классическим
христианским темам. В 50 – 70 – е годы он афиширует себя правоверного католика.
Из его кисти выходит серия эффектных религиозных композиций: «Искушение св. Антония», «Мадонна Порт Льигат», «Распятие», «Тайная вечеря», «Экуменический совет», «Христос Галлы» и другие. Трактовка христианских сюжетов у Дали поражают дерзкой нетрадиционным мировоззрением. В картине «Распятие» фигура Христа чудесным образом парит в воздухе, причем для каждой композиции художник находит новый небывалый ракурс. Католический сюрреализм Дали и все его позднее творчество, были встречены в художественных кругах довольно прохладно: в произведениях стареющего мастера уже не было творческих новаций, которые происходили в 30 – е годы. Но для тысячи зрителей Сальвадор Дали продолжает оставаться самым интригующим легендарным представителем современного художественного мира.
Распятия 1954 |
Из его кисти выходит серия эффектных религиозных композиций: «Искушение св. Антония», «Мадонна Порт Льигат», «Распятие», «Тайная вечеря», «Экуменический совет», «Христос Галлы» и другие. Трактовка христианских сюжетов у Дали поражают дерзкой нетрадиционным мировоззрением. В картине «Распятие» фигура Христа чудесным образом парит в воздухе, причем для каждой композиции художник находит новый небывалый ракурс. Католический сюрреализм Дали и все его позднее творчество, были встречены в художественных кругах довольно прохладно: в произведениях стареющего мастера уже не было творческих новаций, которые происходили в 30 – е годы. Но для тысячи зрителей Сальвадор Дали продолжает оставаться самым интригующим легендарным представителем современного художественного мира.
рынок рабов |
Комментариев нет:
Отправить комментарий