Художники картины и обучение
Искусство Монголии
Виджрапани XIX века |
Легенда монголов
в их заповеди религии, объясняла своеобразную форму обуви с сильно согнутыми
носками. Был запрет лишать жизни любых живых существ, даже мельчайших,
обитающих в пыли. Считалась, идя в такой обуви как в остроносых сапогах и загнутыми носками вверх, без каблуков, не тревожил землю и её обитателей.
Произведение
искусства также испытывала воздействие кочевничества. Храмы и монастыри долгое
время были передвижными. Созданные художниками скульптурные изображения, иконы,
предметы декоративно – прикладного искусства, украшавшие храмы или жилые юрты. Они
изготавливались, из прочного материла, переносящие без ущерба, их переезда и
передвижение из одного места в другое.
монгольская статуи |
Рождалась разные виды
искусства и ремесла их деятельности. Самым
популярным среди кочевников монголов были шитье и аппликация, для которых
использовались различные ткани, продукты животноводства – кожа, шерсть,
сухожилия. Аппликация была особенно любима с глубокой древности. Ею занимались
женщины. Мастерицы при помощи бумажного трафарета выкраивали из сукна, кожи или
войлока узоры будущей аппликации и нашивали их на украшаемую поверхность.
зеленая тара Тавханбор |
В технике
аппликация создавались панно с орнаментальными и сюжетными изображениями,
иконы. Некоторые из них достигали размеров в десятки и сотни квадратных метров.
Такие произведения предназначались для размещения как внутри, так и снаружи зданий.
В работе над таким панно принимали участие десятки мастериц под руководством
главного художника – автора эскиза всей работы. Очень часто аппликация
дополнялись вышивкой тесьмой или нитями, а также нашивкой украшения из золота,
полудрагоценных камней, меха, волоса.
Как правило, имена
живописцев, скульпторов, мастеров декоративно – прикладного искусства
неизвестны. Мало информации почерпнутые из письменных источников того времени,
упоминающие имена художников, название их творения.
portrait of G. Zanbazar XVIII |
Известный и
особый интерес заслуживает имя Дзанабадзара. Он родился в 1635 году в семье
халхаского князя Гомбодоржа Тушету – хана. Ребенком его отправляют в Тибет, где
он получает разностороннее образование – изучает философию, языки, историю,
точные науки, музыку, стихосложение.
Увлечение
Дзанабадзара искусством восходит к детским годам, когда он, играя со
сверстниками, лепил из глины и рисовал. Одна его из вершин его в
творчестве «Белая Тара».
Строгие, незыблемые
правила буддийского канона регламентировали не только деятельность мастеров, но
и устанавливали композицию, цвет, сюжеты, размер изображения. Всякое нарушение
правил пресекалось ламаистской церковью. Приступая к письму иконы, художник
натягивал полотно на станок, представляющий собой двойную деревянную раму,
укрепленную на низком основании. Полотно пропитывали грунтом из смеси мела и
клея, несколько раз полируя, пока оно не становиться плотным и эластичным.
белая тара. Дзанабадзар |
Композицию будущей
иконы, мельчайшие детали изображения, орнаментов отрабатывал на эскизе, который
затем накладывал на загрунтованное полотно, и контур рисунка прокалывал иглой,
вдувая в отверстия сухую порошковую краску. Полученное изображение пропитывали
черной или светло - коричневой краской. Существовали и другие способы перевода
изображения на полотно. В работе художники пользовались специальным пособиями с
рисунками и прописями, которые освобождали мастеров от необходимости каждый раз
заново создавать композицию изображений, поз, жестов, аксессуаров
многочисленных персонажей буддийского пантеона.
Живописцы
использовали богатую палитру красок, в состав которой входили пигменты
минерального, растительного, животного происхождения, добывающий в Монголии и
привозившиеся из разных стран Востока. Обязательной составной частью красок является
клей, который готовили из разваренных в сахарном сиропе кож, рогов и костей
животных. Такой клей при высыхании давал очень прочную эластичную пленку,
придавал краскам некоторый блеск. Однако для изображения особо священных
образов этот клей не применяли и заменяли другим, приготовленный из сока и
отваров ароматических кореньев с добавлением сахара, использование которого
было вызвано его клеящими и консервирующими качествами и вместе с тем
представлениями, связанными с включением сахарного тростника в сложную систему
образов – символов буддизма. Кроме пигмента, связующего, консерванта, в краски
часто включали другие компоненты: частицы земли и воды, собранные
благочестивыми паломниками в святых местах.
Шридэви XX века |
Махакала XX века |
Другие персонажи составляют грозные божества.
Их изображают обнаженными или одетые в воинские доспехи, в позе ритуального
танца тли скачущими на львах, лошадях, мулах, медведях. Формы тела этих
персонажей неправдоподобно велики и могучи. У некоторых – многочисленные
головы, руки и ноги, которыми они попирают диких животных, демонов и чудовищ.
Лица искаженные гримасой гнева, в руках черепа человеческие кости , мечи, ножи,
веревки с крюками. Эти устрашающие персонажи также восседают на лотосовых
тронах, но в чашечке цветка изображен не лунный диск, как у милостивых божеств,
а солнце.
Виджрапани XIX века папье-маше |
Чудовищные формы
тела, многоликость должны были представлять те страшные силу и могущество,
которые давали им возможность, по мнению верующих, побеждать зло,
присутствующее в мире. Иконы больших размеров находились обычно в храмах,
небольшие предназначались для юрт. Их
помещали в деревянные или металлические оклады и ставили у северной стены на
специальных столиках. Еще меньшего размера иконки, на которых изображались
божества долголетия, богатство, имевшие охранительные защитные функции,
помещали в серебряные коробочки – оклады и носили на груди или прикрепляли к
одежде. Среди произведений миниатюрной живописи средневековой Монголии
встречают изображение божеств – покровителей гор, рек, происхождение которых относиться
к глубокой древности, и связано еще с доламаистскими верованиями. Эти
культурные картинки – цагли изготавливали изо льна, холста или бумаги.
Изображение наносилось тонкой линией и
слегка тонировалось.
Кроме работ,
выполненных в технике аппликации, вышивки, живописи и скульптуры из металла,
существовали изделия из глины, папье-маше, смол лекарственных растений, паст,
окрашенных порошками минеральных красителей. Например для ритуальной мистерии
цам, которая разыгрывалась в крупных монастырях Тибета и Монголии,
изготавливали из кожи и других материалов огромные маски, изображение различных
божеств.
маска мистерии цам. Пунцогосор |
В Улан – Баторском
музее, находиться знаменитая коралловая маска, сделанная художником, жившим в
прошлом веке, - Пунцогосором. Эта маска,
передающая фантастический образ грозного божества, выполнена из папье-маше, а поверх него – вдоль овала лица, и по линиям
расположения мускулов идет инкрустация из натуральных красных кораллов
различной величины и формы. Языки пламени, вырывающие из раскрытых глаз,
ноздрей и пасти чудовищной головы, выложены позолоченными медными пластинками.
портрет жены богдо - гегена Б. Шарав |
праздник кумыса |
«Праздник кумыса» показывает
сельский труд монгольского становища – айла в летний период. Тема картины –
праздник в честь первой дойки кобылиц. В центре композиции, тем не менее
изображены священнослужители – ламы. Одни сидят за столом, который ломиться от
расставленных яства, другие выселяться. А
рядом сцены тяжелого повседневного труда скотоводов: стрижка овец,
изготовление войлока, дойка кобылиц, выездка коней. Сюжетные сцены в картине
перемещаются с изображением природы – рек, озер, холмов. Выразительность картин
усиливаются изрядной долей юмора, присущему художнику.
жемчужные подвески Н. Цултэм |
маска Яма XIX века папье-маше |
Яма XIX века |
Комментариев нет:
Отправить комментарий