Японская художественная гравюра

Японская художественная гравюра
Цветущая ветка и луна
Цветущая ветка и луна


Японская художественная гравюра 

           Коллекция искусства стран Дальнего Востока Иркутского художественного музея (ИХМ) – крупнейшая в Сибири. В музее насчитывается 2500 произведений живописи, графики, скульптуры и различных видов декоративно – прикладного искусства.
    В собрании японского отдела около 70 произведений, они исполнены, в технике цветной ксилографии (гравюра на дереве). Японская ксилография как самостоятельный вид искусства стали развиваться с XVII века.
     Гравюра на дереве известна в Японии с VIII века. В те далекие времена на деревянных досках резались, а затем на них печатались различные иероглифические тексты для буддийских книг. В конце XVI века с возникновением книгопечатания в Японии появилась потребность в ремесле художника, способный придать изданию привлекательный вид.
     Считается, что японская гравюра возникла на базе реалистической школы живописи укиёэ, которую возглавлял Иваса Матабэи (1578 – 1650). С приходом в школу Хисикава Моронобу (1618 – 1694)  с начало учеником, затем в силу своего таланта и энергии ставшего ее руководителем, школа укёэ принимает иное направление.

Поединок
Поединок


Лист «Поединок»
Из серии «Бой при Микатагахара»
Мейди 20 – 30 (1880 – 90)?
«Миката – га хара касэн иккути»
Цв. ксилогр. Диптих.
Подпись: Ёситоси
Издано Токио (?)
Издатель: (?)
Поступила из Иркутского краеведческого музея
(быв. Ранее Народоведения) в 1936 году.
В Японии в конце XVI – начале XVII века происходили
битвы за власть между различными противоборствующими
лагерями. На публикуемой гравюре запечатлен момент битвы
на равнине Миката 1572 году, в которой участвовали три армии:
Токугава Иэясу, Ода Нобунага, Такэда Гэнсина.
Надпись прочесть не удалость. Иероглифическое написание не совпадает
с современным. Вероятно это Диптих издан в 80 – 90 годы.

        В молодости Моронобу, как и его отец, был вышивальщиком, рисовал узоры для тканей. Почувствовав влечение к живописи, стал изучать традиционные народные искусства, стал изучать народные искусства, занимался живописью в школе Ямата – Тоса. В своем творчестве уделял большое внимание сценкам из городской жизни. С 1658 года Моронобу начал заниматься иллюстрацией, сделал много зарисовок в столичном районе Ёсивара, изображал известных красавиц, и положил начало жанра бидзинга (изображение красавиц). Оригинальные черно белые картинки печатались с доски в большом количестве, стоили не дорого и охотно приобретались самыми широкими слоями населения.
Таким образом, японская гравюра на дереве – уникальное явление изобразительного искусства. Мастера гравюры укиёэ XVIIXIX веков создали тысячи произведений, в которых запечатлели жизнь японского народа.

Тора и Оисо
Тора и Оисо


Лист «Тора из Оисо»
Мэдзи 19 (1886), 8 – й месяц,
21 – й день
Цв. ксилогр. Обан 37,2  * 25,
тиснения
Подпись: Сёсай Гинко
Издатель и печатник:
Сасаки Тоёкити
Поступило от Н. К. Величко в 1981 году
Иероглифическая надпись гласит: «Тора из Оисо.
Тора –куртизанка из Оисо – была весьма целомудренная
женщиной и полюбив Сога Сукэнари, она все больше и
больше проникалась к нему нежным чувством. После
нападения на Кудо Сукэцунэ, врага покойного отца братьев
Сога , была вызвана на допрос в ставку сёгуна. Она рассказала
О случившимся и была отпущена домой. Возвратившись к себе
совершила обряд поминовения по Сукэнари. После такого
 утешения добровольно приняла постриг и удалилась, в храм
Корайдзи а Оисо. И было ей тогда ор роду девятнадцать лет».
На гравюре изображен момент встречи влюбленных – куртизанки
Тора – из Оисо и Сога Сукэнари. Любовь их продолжалась
 не долго так как Сого вскоре был убит. Куртизанка жестоко
отомстила за смерть возлюбленного.

      В 60 – е годы XIX века Япония стала участвовать во всемирных выставках. В Париже в 1867 году экспонировались произведения художников укиёэ Ёситси, Кунитика, Тиканобу и другие мастера позднего периода. Европейцы восхищались их гравюрами, которые сразу сделались предметом коллекционирования. Японская цветная гравюра внесла с собой струю импрессионизма, которая освежила слишком тяжеловесную европейскую живопись. Секрет популярности заключался в том, что японские художники использовали в своих произведениях художественные приемы, не знакомые ранее европейскому зрителю.
   Японская ксилография, несомненно, повлияла в творчестве многих европейских мастеров, обогатив их новыми представлениями о линии, цвете, композиции.    
    Смена политической ситуации в Японии в 1866 году заставила художников, укиёэ иначе смотреть на окружающий мир, находить новые сюжеты, но при этом оставаться верными традициями укиёэ.

Лист Амагасаки Рия
Лист Амагасаки Рия


Лист «Амагасаки Рия»
Мэйдзи 19 (1886), 8 – й месяц, 21 – й день
Цв. кислогр. Обан 37 * 25,3, тиснения
Подпись: Сёсай Гинко
Печать художника: (?)
Издано: Токио. Кёбаси.
Охари – мати 2 квартал, № 1
Издатель и печатник:
Сасаки Тоёкити
Поступила от Н. К. Величко в1981 году

Иероглифическая надпись гласит: « Женщина Амагасаки Рия.
 Дочь Амагасаки Уэмона – самурая из Марукама в префектуре
Сануки. Когда Рия была еще ребенком, сослуживец ее отца
Ивабути Дэннай убил Амагасаки. С трех лет она воспитывалась
у своих теток. Каждая из них рассказывала девочке об этом убийстве.
Не в силах переносить скорбь и возмущение от присутствия убийцы
 отца Рия покинула родные места. Лишь спустя двадцать два года
она, наконец, отомстила убийце своего отца. Как передают, это было
в средней декаде 2 – го года Ансэй (февраль 1855)». На гравюре
изображена группа людей, соревнующихся в искусстве владение
ручными бамбуковыми мечами. Амагасаки Рия одета в самурайский
тренировочный костюм – ханами. Став непобедимой в кэндо
(искусстве фехтования). Она выполнила свой долг – убивает Дэнная.  
       Техника печати цветной японской гравюры
      
    Процесс изготовления гравюры укиёэ состоял из трех этапов. С начало художник наносит рисунок композиции на прозрачную бумагу, которую передавал граверу. Гравер приклеивал рисунок лицевой стороной к деревянной заготовке и начинал резать углубление на доске. Работают три человека: тобори, добори, ханкия. Каждый выполняет свою работу художника. Тобори – мастер высшей квалификации – резал наиболее сложные линии, а более простые контуры исполняет мастер средней руки – добори. Ханкия – подмастерье он заготавливает доски продольного распила из японского самшита, вишневого или грушевого дерева. Для каждого цвета резались отдельная доска, а также основной блок для контура. После того как гравер заканчивал свою работу, вырезанную доску передавали печатнику.
   Печатник, он подбирал тона, достигая согласованности и гармонии общего цветового решения. Печатали гравюру на бумаге, приготовленным ручным способом. Бумага называлась «васи», ее делали с добавлением коры тутового дерева. Бумагу делали разного формата: обан – 37 см на 24 см, сикисибан – 24 см на 25 см, тюбан – 30см на 20 см.
     Бумага с одной  стороны покрывают специальным составом, включающим различные компоненты квасцов и животного клея, что не давало листу быстро промокать. Благодаря этому краски не расплывались. Краски изготавливались в виде сухого порошка, минерального или растительного происхождения их смешивания с рисовой пастой, которая закрепляла краски и придавала соответствующие тона.
   Печатник наносил краски на увлажненную доску (или блок досок) при помощи кистей. Затем накладывал лист бумаги. При печати японцы использовали барэн (диск), состоящий из закрученных растительных волокон. Пользоваться барэном при печати быль легко и удобно. В зависимости от нажима на него мастер получал различный тон краски, свободно варьируя цветом, практически он «рисовал» барэном.
   В XIX веке граверы стали применять при печати анилиновые краски; яркие и броские, они немного ухудшали качество работ. От печатника зависело качество гравюры, он должен быть профессионалом, хорошо видеть цвет, чувствовать замысел художника.
    Граверы, как и печатники, ценились в Японии очень высоко. Для придания гравюре большого декоративного эффекта на ее поверхность наносили тиснения.
     В гравюре укиёэ используется приемы, определяющие синтетический характер   


Токидзё из Куродзаве
Токидзё из Куродзаве


Лист «Токидзё из Куродзава»
Мэйдзи 19(1886) 8 – й месяц, 21 – й день  
Издатель печатник: Сасаки Тоёкити
Цв. ксилогр. Обан 37 * 25 тиснения
Подпись: Сёсай Гинко
Печать: художник: (?)
На полях: Адати Сосити
Издано: Токио. Кёбаси
Издатель и печатник:Сасаки Тоёкити
Поступило от Н. К. Величко в 1981 году
Иероглифическая надпись гласит:
«Женщина по имени Токидзё из Куродзава. Как передает, она была верной
верной женой своего мужа – крестьянина  деревни Такано уезда
Ибараки в префектуре Хитати. После смерти мужа находились в ставке
Феодала Нариаки (была его наложницей), но с трудом терпела свое унижение
и хотела покончить собой. Феодал великодушно разрешил ей вернуться в родную
деревню. По пути, добравшись до Кейси (историческая столица Киото), она была
задержана и заключена в тюрьму и только через несколько и только через несколько
месяцев отпущена в Ягава. В основе сюжета гравюры положен принцип
конфуцианский морали о долге, верности мужу – своему господину. Вероятно
всего, описанные события относиться к началу периода Мейдзи (1867 – 1868)

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Как выглядят пришельцы и нло

             Я показываю Вам небольшую выставку «Инопланетные пришельцы» хотя их у меня 21(двадцать одна) картина, со встроенными гол...