искусство Монголии

искусство Монголии

Художники картины и обучение

              Искусство Монголии

Виджрапани XIX века
                Легенда монголов в их заповеди религии, объясняла своеобразную форму обуви с сильно согнутыми носками. Был запрет лишать жизни любых живых существ, даже мельчайших, обитающих в пыли. Считалась, идя в такой обуви как в остроносых сапогах и загнутыми носками вверх, без каблуков, не тревожил землю и её обитателей.

      Произведение искусства также испытывала воздействие кочевничества. Храмы и монастыри долгое время были передвижными. Созданные художниками скульптурные изображения, иконы, предметы декоративно – прикладного искусства, украшавшие храмы или жилые юрты. Они изготавливались, из прочного материла, переносящие без ущерба, их переезда и передвижение из одного места в другое.

монгольская статуи
монгольская статуи
    Рождалась разные виды искусства и ремесла их деятельности.  Самым популярным среди кочевников монголов были шитье и аппликация, для которых использовались различные ткани, продукты животноводства – кожа, шерсть, сухожилия. Аппликация была особенно любима с глубокой древности. Ею занимались женщины. Мастерицы при помощи бумажного трафарета выкраивали из сукна, кожи или войлока узоры будущей аппликации и нашивали их на украшаемую поверхность.

зеленая тара Тавханбор
зеленая тара Тавханбор
         В технике аппликация создавались панно с орнаментальными и сюжетными изображениями, иконы. Некоторые из них достигали размеров в десятки и сотни квадратных метров. Такие произведения предназначались для размещения как внутри, так и снаружи зданий. В работе над таким панно принимали участие десятки мастериц под руководством главного художника – автора эскиза всей работы. Очень часто аппликация дополнялись вышивкой тесьмой или нитями, а также нашивкой украшения из золота, полудрагоценных камней, меха, волоса.
    Как правило, имена живописцев, скульпторов, мастеров декоративно – прикладного искусства неизвестны. Мало информации почерпнутые из письменных источников того времени, упоминающие имена художников, название их творения.

portrait of G. Zanbazar XVIII
portrait of G. Zanbazar XVIII
     Известный и особый интерес заслуживает имя Дзанабадзара. Он родился в 1635 году в семье халхаского князя Гомбодоржа Тушету – хана. Ребенком его отправляют в Тибет, где он получает разностороннее образование – изучает философию, языки, историю, точные науки, музыку, стихосложение.
     Увлечение Дзанабадзара искусством восходит к детским годам, когда он, играя со сверстниками, лепил из глины и рисовал. Одна его из вершин его в творчестве  «Белая Тара».
        Строгие, незыблемые правила буддийского канона регламентировали не только деятельность мастеров, но и устанавливали композицию, цвет, сюжеты, размер изображения. Всякое нарушение правил пресекалось ламаистской церковью. Приступая к письму иконы, художник натягивал полотно на станок, представляющий собой двойную деревянную раму, укрепленную на низком основании. Полотно пропитывали грунтом из смеси мела и клея, несколько раз полируя, пока оно не становиться плотным и эластичным.


белая тара. Дзанабадзар
белая тара. Дзанабадзар


          Композицию будущей иконы, мельчайшие детали изображения, орнаментов отрабатывал на эскизе, который затем накладывал на загрунтованное полотно, и контур рисунка прокалывал иглой, вдувая в отверстия сухую порошковую краску. Полученное изображение пропитывали черной или светло - коричневой краской. Существовали и другие способы перевода изображения на полотно. В работе художники пользовались специальным пособиями с рисунками и прописями, которые освобождали мастеров от необходимости каждый раз заново создавать композицию изображений, поз, жестов, аксессуаров многочисленных персонажей буддийского пантеона.
    Живописцы использовали богатую палитру красок, в состав которой входили пигменты минерального, растительного, животного происхождения, добывающий в Монголии и привозившиеся из разных стран Востока. Обязательной составной частью красок является клей, который готовили из разваренных в сахарном сиропе кож, рогов и костей животных. Такой клей при высыхании давал очень прочную эластичную пленку, придавал краскам некоторый блеск. Однако для изображения особо священных образов этот клей не применяли и заменяли другим, приготовленный из сока и отваров ароматических кореньев с добавлением сахара, использование которого было вызвано его клеящими и консервирующими качествами и вместе с тем представлениями, связанными с включением сахарного тростника в сложную систему образов – символов буддизма. Кроме пигмента, связующего, консерванта, в краски часто включали другие компоненты: частицы земли и воды, собранные благочестивыми паломниками в святых местах.

Шридэви XX века

            Живописные изображения Будд и бодхисатв, защитников и хранителей буддийского учения размещали в нартексе или боковых пределах храмов. Персонажи показаны чаще всего сидящими на тронах в виде раскрывающего чашечки лотоса, в сердцевине которого находится диск Луны. Тела задрапированы в желто - красные монашеские одежды, головы украшает прическа из волос, собранных на макушке в тугой шиньон, или шапка с гребнем – свидетельствовала к одной из буддийских школ «желтошапочников». Позы, жесты, выражения лиц персонажей должны выражать спокойствие и умиротворение и опознавать по цвету, лица и телу, какое это божество, и какое они несут учение. Например, для божества мудрости Манджушри таким предметами – атрибутами были меч, который он держит поднятыми над головой, и книга, лежащая в венчике цветка, окружающие его изображение.


Махакала XX века
Махакала XX века
           Другие персонажи составляют грозные божества. Их изображают обнаженными или одетые в воинские доспехи, в позе ритуального танца тли скачущими на львах, лошадях, мулах, медведях. Формы тела этих персонажей неправдоподобно велики и могучи. У некоторых – многочисленные головы, руки и ноги, которыми они попирают диких животных, демонов и чудовищ. Лица искаженные гримасой гнева, в руках черепа человеческие кости , мечи, ножи, веревки с крюками. Эти устрашающие персонажи также восседают на лотосовых тронах, но в чашечке цветка изображен не лунный диск, как у милостивых божеств, а солнце.

Виджрапани XIX века папье-маше
Виджрапани XIX века папье-маше


            Чудовищные формы тела, многоликость должны были представлять те страшные силу и могущество, которые давали им возможность, по мнению верующих, побеждать зло, присутствующее в мире. Иконы больших размеров находились обычно в храмах, небольшие предназначались для  юрт. Их помещали в деревянные или металлические оклады и ставили у северной стены на специальных столиках. Еще меньшего размера иконки, на которых изображались божества долголетия, богатство, имевшие охранительные защитные функции, помещали в серебряные коробочки – оклады и носили на груди или прикрепляли к одежде. Среди произведений миниатюрной живописи средневековой Монголии встречают изображение божеств – покровителей гор, рек, происхождение которых относиться к глубокой древности, и связано еще с доламаистскими верованиями. Эти культурные картинки – цагли изготавливали изо льна, холста или бумаги. Изображение наносилось тонкой  линией и слегка тонировалось.
   Кроме работ, выполненных в технике аппликации, вышивки, живописи и скульптуры из металла, существовали изделия из глины, папье-маше, смол лекарственных растений, паст, окрашенных порошками минеральных красителей. Например для ритуальной мистерии цам, которая разыгрывалась в крупных монастырях Тибета и Монголии, изготавливали из кожи и других материалов огромные маски, изображение различных божеств.


маска мистерии цам. Пунцогосор
маска мистерии цам. Пунцогосор


           В Улан – Баторском музее, находиться знаменитая коралловая маска, сделанная художником, жившим в прошлом веке,  - Пунцогосором. Эта маска, передающая фантастический образ грозного божества, выполнена из папье-маше,  а поверх него – вдоль овала лица, и по линиям расположения мускулов идет инкрустация из натуральных красных кораллов различной величины и формы. Языки пламени, вырывающие из раскрытых глаз, ноздрей и пасти чудовищной головы, выложены позолоченными медными пластинками.

портрет жены богдо - гегена Б. Шарав
портрет жены богдо - гегена Б. Шарав

По потоку времени и наступление нового периода в искусстве Монголии, появляется и расцветает творчества одного из выдающихся мастеров, знаменитого Балдугийна Шарава (1869 – 1939), прозванного в народе «Марзан шаром» - рыжим чудаком, весельчаком. Двадцатидвухлетним юношей пришел он в столицу, желая участвовать в соревновании по национальной борьбе, и остался, увлекшись живописью. В это время в Урге среди феодалов и духовенства вошла в моду фотография. Возможность моментально и предельно точно зафиксировать облик человека, предмета и среды, его окружающей поразила воображение Шарава. По фотографиям он пишет портреты богдо – гегена – правителя Монголии и его жены, высшего духовенства, заслужил похвалу и расположение правительства. Копирование фотоснимков это быль ступенькой к мастерству. Художник стал основоположником нового. Реалистического направления в монгольской живописи. Творческое лицо мастера с наибольшей полнотой раскрылась полотнах на темы общественной жизни. С его именем связаны такие произведения, как «Один день Монголии», «Праздник кумыса», «Зеленый дворец».


праздник кумыса
праздник кумыса


    «Праздник кумыса» показывает сельский труд монгольского становища – айла в летний период. Тема картины – праздник в честь первой дойки кобылиц. В центре композиции, тем не менее изображены священнослужители – ламы. Одни сидят за столом, который ломиться от расставленных яства, другие выселяться. А  рядом сцены тяжелого повседневного труда скотоводов: стрижка овец, изготовление войлока, дойка кобылиц, выездка коней. Сюжетные сцены в картине перемещаются с изображением природы – рек, озер, холмов. Выразительность картин усиливаются изрядной долей юмора, присущему художнику.


жемчужные подвески Н. Цултэм
жемчужные подвески Н. Цултэм

После победы Народной революции в 1921 году Б. Шарав, как и другие мастера старшего поколения, продолжает творческую деятельность. Подрастают новые талантливые художники, которые обращаются к новым тематикам, они вносят свои новые творческие мысли, подкрепляясь к старым традициям, и создают свои шедевры. Так в современном монгольском искусстве родился стиль «монгол дзураг», в котором успешно работают такие известные художники как Н. Цултэм, А. Амгалан, А. Сэнгэцохио и другие. Их постоянный поиск образов, средства выражения, а это залог будущих успехов.     


                                                                                         
маска Яма XIX века папье-маше
маска Яма XIX века папье-маше
Яма XIX века
Яма XIX века