студенты художник Московского института В. И. Суриков |
Акварель этюд головы
Все портреты выполнены акварелью студентами
первого курса Московского государственного художественного института имени В.
И. Сурикова.
Портрет один из
самых сложнейших жанров изобразительного искусства. Работа акварелью – этой
техника требует иной специфики, чем для масляной живописи, и последовательности
приемов.
Находите себе
модель, которую вы бы хотели нарисовать на своем полотне. Располагаете, свою «модель», так чтобы она не уставала от
длительного позирования, и не забывайте
делать небольшие перерывы.
Затем определите
общую цветовую гамму и характер освещения. Для фона подбираются спокойные,
сдержанные по цвету, не очень темные драпировки, с тем, чтобы легко читались
цветовые и тоновые соотношения лица и фона.
Не рекомендуются
ткани слишком резких расцветок: ярко – синих, зеленых, фиолетовых. Отдайте
предпочтение фонам, которые по цвету и в тональном отношении звучат мягко и
благородно.
Следует продумать
характер одежды натурщика. Она не должен привлекать на себя внимание чрезмерной
яркостью и пестротою. Лучше всего, когда костюм натурщика по цвету близок к
фону, но светлее или темнее его. Тогда все внимание будет удалено лицу. Не следует
забывать, что некоторые детали одежды передачи формы. Правильно написанный
воротничок платья помогает понять и подчеркнуть объем шеи в пространстве
.
.
художники Московский институт В. И. Суриков |
Когда цветовой
образ постановки сложился, переходим к следующему – поиску наиболее
характерного положения и освещения головы. Для одних требуется много света,
другие производят больше впечатление, когда есть тени, особенно худые лица,
которым нужно положить тени в углубления глаз, что придает голове более эффекта
и выразительности. Для этого надо дать освещение сверху и в не большом
количестве.
Прежде всего,
позаботьтесь о том, чтобы ясно читалась «большая форма», а свет помогал выявить
характер лба, носа, объем глазных яблок. Избегайте чрезмерно резких падающих
теней от носа. Сама поза, наклон головы должны быть естественны для данной
модели.
И так вы выбрали
модель, подобрали фон, освещение установили. Приступаем к следующему этапу рабаты
над акварельным портретом.
Первое – определите, какой формат
будет – квадратный, вертикальный, горизонтальный, исходя из характера
постановки. Надо продумать, сколько места займет голова, сколько плечевой пояс,
сколько фон, как это распределить по массам, пятнам и силуэтам. В выборе
композиции не останавливайтесь на самом примитивном варианте, когда голова
берется крупно в центре или почти в центре, не оставляйте много фона сверху,
снизу, сбоку короче «золотая середина», немного и немало. Нужно постараться
почувствовать характерные особенности модели, понять ее. Что перед нами за
человек: молодой или пожилой, высокий и стройный или плотный и приземистый,
веселый или грустный, бодрый или усталый, какого его осанка?
художник Московского института В. И. Сурикова |
Когда найдено
композиционное решение приступайте к следующей подготовке.
Второе
– выполнение рисунка в заданном размере и формате (рисование картона).
Поскольку
композиционный вариант, как правило, меньше будущего оригинала, увеличьте его
по клеточкам, перенеся на тонкую бумагу в виде легкого контурного рисунка,
затем, вернувшись к натуре, проработайте внимательно голову в границах
найденной композиции.
На картоне нужно
делать рисунок ясным с предельной внимательностью, без лишней детализации –
легким в тоне, жестким по абрисам и максимально конкретным. Удобно рисовать
твердым и острым карандашом. Особенно важно точно взять все пропорции, наклоны,
характер головы, передать ее конструкцию.
Третья – подготовка бумаги для работы.
Акварель требует специальной бумаги. Это могут быть различные сорта торшона
либо немецкий картон, который продается в виде папок «Акварель». Для длительной
работы над портретом бумагу обязательно натягивают на планшет. Если размер
планшета соответствует размеру оригинала, возьмите бумагу с таким расчетом,
чтобы её хватило завернуть на торцы. Лист смочите водой, применяя для этого
ватный тампон или чистую тряпочку. Увлажняйте бумагу в течение пяти, семи
минут, следя за тем, чтобы она впитывала воду равномерно. Когда проделаете это,
нужно смазать торцы планшета клеем. Лучше всего применять клей канцелярский
казеиновый, ПВА, или жидким столярным. Сначала промажьте торцы планшета, тонким
слоем протирая, затем погуще одну сторону, желательно большую. Тут же загнуть
на эту сторону край бумаги и аккуратно прижать, разглаживая от середины к
краям. Затем чистой рукой пригладьте бумагу к планшету по всей плоскости в
направлении от наклеенного к противоположному. Быстро смажьте противоположный
торец клеем, и, завернуть край бумаги, аккуратно прижмите, приглаживая так же
от середины к краям. Затем еще раз прижмите руками первый торец, посмотрите,
чтобы обе стороны бумаги хорошо приклеились. Если во время наклеивания бумага
подсыхает, увлажняйте ее тампоном. Идеально вариант – когда во время
наклеивания бумаги на планшет она остается равномерно влажной. После того как
наклеены две стороны бумаги, процедуру нужно повторить, наклеив две другие
стороны. Уголки разрезать не
рекомендуется, лучше их аккуратно загнуть набок и приклеить. Если соблюдать
последовательность и иметь определенный навык, такой способ дает полную
гарантию, что бумага будет натянута качественно, без морщин и впоследствии не
лопнет при высыхании. Нужно несколько раз проделать, чтобы вы поняли и усвоили
сами, технику натяжки бумаги. Не расстраиваетесь, если с первого раза не
получилось, пробуйте, и у вас все получиться, главное не спешите, опыт
приобретается - путем своих ошибок.
художник студент института В. И. Сурикова |
Четвертая – подготовка предварительного
рисунка для работы над оригиналом. Сначала картон нужно с обратной
стороны натереть грифелем твердого карандаша и растереть кусочком тонкой бумаги
для равномерного распределения его слоя. Положите картон на просохший лист, который вы подготовили и
передавите с помощью твердого карандаша. Следует помнить, что делать перевод на
влажную бумагу нельзя, так как на ней образуется углубления, в которой при
дальнейшей работе затекает краска. Нельзя также сильно нажимать, иначе перевод
будет «жирным». Нужно с легким придавливанием, и не пользуйтесь копировальной бумагой,
она загрязнит вашу работу.
После того как
вы подготовили по всем этим правилам, отпечатавший рисунок, пройдите «с
осторожностью» его по контуру карандашом. Когда рисунок будит, уточнен,
промойте слегка мыльной губкой, а потом чистой водой уберите жир и лишний слой
графита.
Пятая – работа над предварительным эскизом
цветового решения. Чистая акварель – это живопись прозрачными красками.
Белила не применяются, их заменяет белизна бумаги. Слои краски, наносимые
на бумагу, должны быть тонкими и прозрачны для лучшего света. Плотно положенный
красочный слой при высыхание, будет матовым и грязным, потеряет цветовую
насыщенность.
Для работы
акварелью запаситесь палитрой, набором кистей, губкой, скоблилкой,
промокательной бумагой и мягкой тканью. Палитру лучше иметь пластмассовую с
углублением для разведения красок. Можно пользоваться стеклом, подложив под
него белый лист бумаги. Из бумаги не делайте палитру, так как клей из такой
размокшей «палитры» попадает в краску и загрязняет ее.
Кисти
предпочтительно иметь колонковые большую и маленькую № 10 и № 2. Вытирайте их
мягкой тряпочкой. Избыток краски убирайте промокашкой. Высветлить какие – то
места можно губкой и скоблилкой. При длительном этюде модель постоянно
претерпевает изменения в зависимости от степени освещенности, влияние
окружающих предметов, погоды и так далее. Для того чтобы успешно работать над
портретом, подготовьте, эскиз четкого светового решения с определенной мерой
художественной условности.
работа студента института В. И. Сурикова |
Внимательно
изучайте, не торопитесь, смотрите на цветовой образ постановки, в кокой среде
помещена модель. Здесь вступает в силу закон дополнительных цветов. Поэтому так
важно для художника научиться тщательно анализировать и стараться точно
передавать цвет красок. Пробуйте все, что можно подыскивайте цвета: заливать
сразу в полную силу, бархатистость, или расплывчатость, прозрачность предметов
или многослойные подборки. Ищите свой стиль – свой подчерк! Чем больше рисуете
со смыслом, тем больше получаете знание в искусстве акварели!
Шестая – работа над оригиналом. Акварель
обладает широкими возможностями. Акварель пишут в технике «алла прима» и
лессировками, «по – сухому».
«Алла прима» -
значит, писать сразу, стараться взять цвета в полную силу, без дальнейших
поправок. В технике «по- сухому», наоборот, тон и цвет набираются постепенно,
слои краски наносятся последовательно. При этом важно, чтобы нижний слой был
просохший и не размазывался. В этом приеме максимально используется эффект
оптического смешения цветов.
Конечно,
техника акварели – одна из сложнейших и добиться хорошего результата, нужно
приобретать опыт, упорным трудом. Однако помните, что в процессе работы методом
лессировок краски наносятся с учетом того, что краски ложатся на кокой – нибудь
цвет, либо будет ложиться определенный красочный слой, благодаря чему цвет
станет сложнее.
Можно сочетать
обе технике: «алла прима» и «по – сухому», это дает больше возможности.
Полезные
советы: Кисть для живописи акварелью должна быть мягкой и вместе с тем упругой.
Лучшие кисти колонковые, но широкие используются хорьковые и беличьи.
Сила акварели в ее
прозрачности. Красочный слой должен быть тонким и пропускать через себя луч
света, иначе вы не добьетесь, насыщенности и звучности, прозрачности и красоты
цвета, что так и отличает акварель от других техник письма.
Московский институт В. И. Суриков |
Значительное
место при создание портрета принадлежат детали. Самое главное – изображение
глаз. Глаза – зеркало души человека. Нужно постараться точно передать их
конструкцию, форму, выражение, состояние. Пробуйте свои силы в этом сложном и
увлекательном жанре искусства. Успеха вам!
Комментариев нет:
Отправить комментарий